Абоненты сотовой и фиксированной связи могут наконец получить возможность сохранять номера своих телефонов при смене оператора. Завтра этот вопрос будет обсуждаться на заседании научно-технического совета Минкомсвязи. Право сохранять свой номер (Mobile number portability, MNP) потребителям предлагалось предоставить еще в 2005 году, однако до сих пор решение принято так и не было. Число сотовых абонентов, планирующих сменить оператора, сейчас не превышает 2%, утверждают операторы. При этом только МТС внедрение MNP обойдется в $130 млн.
Завтра состоится заседание научно-технического совета Минкомсвязи, на котором будет рассмотрен вопрос возможности переносимости номеров абонентов сетей фиксированной и мобильной связи. С этой инициативой выступили Инфокоммуникационный союз и министерство информатизации и связи Республики Татарстан (на ее территории с начала года осуществляется пилотный проект MNP).
“Ъ” удалось ознакомиться с презентацией МТС, подготовленной к заседанию совета. Среди общих проблем реализации проекта оператор выделяет в том числе необходимость пересмотра процедур взаиморасчетов между операторами, а также закупки нового оборудования (биллинговых систем и сигнальной и транспортной сети). “От внедрения MNP выиграют операторы с сильным брендом, предлагающие максимально широкий спектр услуг по оптимальной цене и национальной сетью сервисного обслуживания и роуминга, то есть прежде всего операторы “большой тройки””,— говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.
По данным МТС, процедуры, связанные с введением MNP, только для этого оператора обойдутся в сумму порядка $130 млн, в том числе около $60 млн на IN-платформы, около $12 млн на систему биллинга и взаиморасчетов с клиринговым домом, $14 млн на установку серверов MNP, $10 млн на расширение сигнальной сети, $8 млн на покупку функционала на оборудование MSC. Кроме того, стоимость организации клирингового дома составит порядка $47 млн (без учета стоимости каналов связи).
Вопрос внедрения MNP в России Минсвязи обсуждало еще в 2005 году. Услугу планировали внедрить в 2006 году. Предполагалось, что в России будет действовать схема, при которой MNP оплачивает принимающий оператор, а для абонента услуга будет бесплатной. Однако в середине 2006 года регулятор объявил, что MNP может быть введена в России не раньше, чем все АТС в стране станут цифровыми. Точных дат в министерстве не называли, но тогда предполагалось, что цифровизация АТС закончится не раньше 2012 года.
“Отсутствие возможности поменять оператора, сохранив при этом номер,— один из тормозов конкуренции. Для нас очень важно, чтобы пользователи получили новые опции и услуги, но необходим разумный баланс затрат и расходов, так как, если окажется, что затраты на эту услугу слишком высокие, она не будет востребована”,— говорит заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер.
Господин Мардер добавляет, что сегодня состоится заседание комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики, на котором глава Минкомсвязи Игорь Щеголев представит в том числе и проект по переходу от аналоговых телефонных станций к программным Softswitch (программный коммутатор, один из основных элементов сети связи следующего поколения NGN). Переход на Softswitch позволяет, минуя цифровые, перейти сразу на программные станции, которые с технической точки зрения позволяют легко решить вопрос переносимости номеров. К 2015 году планируется, что 70% абонентов фиксированной связи будут переведены на Softswitch.
“Связьинвест” (лидер рынка фиксированной связи.— “Ъ”) готов работать по технологии MNP, но необходимо учитывать, что у нас по-прежнему остается большое количество аналоговых станций”,— предупреждает первый заместитель гендиректора “Связьинвеста” Александр Провоторов. Кроме того, нужно предметно считать экономику проекта, добавляет он. “Мы готовы обсуждать варианты внедрения MNP в России, которые предложит регулятор”,— говорит начальник отдела по связям со СМИ “МегаФона” Татьяна Зверева. По мнению руководителя службы коммуникаций “Вымпелкома” Елены Прохоровой, MNP потребует дополнительных затрат операторов на замену ИТ-платформ и расширение емкости сигнальной сети. Это может привести к росту стоимости услуг для пользователей. Неясна также аудитория проекта, сейчас, по данным независимых исследований, недовольны своим оператором и хотят его поменять единицы процентов от общей абонентской базы, объясняет она. Согласно опросу МТС, таких абонентов не более 2%.
kommersant.ru