В электричках появятся кассиры и охранники

«Российские железные дороги» (РЖД) придумали новый способ борьбы с безбилетниками в пригородных поездах. РЖД планируют поставить в каждый вагон электрички по кассиру, который будет проверять билеты у пассажиров и в случае их отсутствия продавать их прямо на месте. Кроме того, в каждом пригородном поезде будут ездить по две бригады сотрудников частных охранных предприятий, которые станут следить за порядком и в случае необходимости следить, чтобы «заяц» покинул поезд. В ближайшее время РЖД планируют проверить эффективность этого метода на практике. Эксперимент будет проводиться с 20 февраля по 20 марта в четырех пригородных поездах, курсирующих между Москвой и Тверью. Подробно о запланированном эксперименте «Газете» рассказал начальник сектора обеспечения технологического контроля департамента пассажирских сообщений РЖД Михаил Зайцев. На станции отправления поезда один из двух входов в вагон будет перекрыт. Таким образом, пассажиры смогут войти в вагон только через вторую дверь. Кассир будет стоять у этой двери и проверять билеты у входящих. В случае отсутствия билета пассажиру будет предложено приобрести его у кассира или же покинуть поезд. Второй вход в вагон после отправления состава с начальной станции будет разблокирован. Таким образом, на остановках по пути следования пассажиры смогут сходить с поезда через любой из двух выходов. Это делается прежде всего для безопасности пассажиров, чтобы избежать возникновения давки. На остановке кассир снова становится у одного из входов и следит, чтобы в вагон не проникли «зайцы». Если им все же удастся попасть в поезд через второй вход, кассир может предложить им купить билеты или вызовет охранников, которые высадят безбилетника. Сейчас билеты у пассажиров в электричках проверяют кондукторы, проходящие по составу во время движения. В отличие от кондукторов кассир не курсирует по электричке, а работает только в одном вагоне. Как надеются в РЖД, это позволит решить другую проблему — «зайцами» в РЖД считают не только тех, кто ездит без билета, но и тех, кто покупает билет до ближайшей от точки отправления станции, а едет на гораздо большее расстояние. Как пояснил «Газете» Михаил Зайцев, кассиры, работая в одном вагоне, будут запоминать, до какой станции едет пассажир, и следить, чтобы он ее не проехал. Кроме того, в задачи кассиров и охраны также входит контроль за соблюдением порядка в вагонах. «Благодаря этой системе не будет ни беготни по платформам, ни массового хождения безбилетников по вагонам, которое, к слову, часто приводит к поломкам внутривагонного оборудования. Кроме того, это повысит безопасность пассажиров», — отмечает Зайцев. За спиной у РЖД — опыт оснащения вокзалов, с которых отходят пригородные поезда, специальными турникетами для проверки билетов. Как показала практика, эта система не особо эффективна и, кроме того, достаточно дорогостояща. Внедрение турникетных комплексов требует строительства павильона с ограждением, установки дорогого оборудования и программного обеспечения к нему, создания дополнительных касс на входе и на выходе и, соответственно, дополнительных рабочих мест. В целом, по словам Зайцева, установка системы контроля на одной станции движения пригородных поездов обойдется РЖД в 40—50 млн рублей. Та система, которую OAO РЖД собирается опробовать в поездах Москва — Тверь, требует гораздо меньших затрат. Как пояснил Зайцев, в статью расходов на этот эксперимент входят только зарплаты кассиров и охранников. А сберечь OAO РЖД сможет до 100 тыс. рублей с каждого поезда — именно во столько оценивается ущерб от «зайцев» на этом направлении. В конце января 2010 года президент РЖД Владимир Якунин заявил, что до 30% пассажиров пригородных электричек в России ездят без билетов. По оценке Зайцева, на самых загруженных транспортных узлах — в Москве и Санкт-Петербурге — число пассажиров без билетов и тех, кто берет самые дешевые билеты до ближайшей станции, а едет дальше, может достигать 40%. «Эта проблема становится все серьезнее с каждым годом, — говорит представитель РЖД. — Мы уже и разные технологии применяем, и милицию подключаем… Люди все равно хотят проехать дешевле или вообще бесплатно». Зайцев заверил, что если эксперимент, проведенный в поездах Москва — Тверь, оправдает ожидания РЖД, этот метод будет применен и на остальных направлениях московского и санкт-петербургского узлов.