ОАО «Лада-Сервис», которому принадлежит 76 автосалонов по всей России, может потерять 12 из них: заявления о признании банкротами этих центров поданы в арбитражные суды их менеджерами или кредиторами. Текущий долг всей сети составляет около 4 млрд руб. на фоне 44-процентного падения продаж машин марки Lada. АвтоВАЗ, который не исключает запуск процедуры собственного банкротства, может попытаться продать сбытовую сеть, стоимость которой, по подсчетам экспертов, за год упала почти вдвое, до $75 млн.
С начала года в арбитражных судах Екатеринбурга, Волгограда, Сочи, Зеленограда, Чехова, Тамбова, Воскресенска и других городов было зарегистрировано 12 заявлений о признании банкротами дочерних компаний ОАО «Лада-Сервис» (управляет собственной дилерской сетью АвтоВАЗа). Каждая из «дочек» владеет одним дилерским центром, всего в «Ладу-Сервис» сейчас входит 76 автосалонов. По словам директора по коммуникациям «Лады-Сервис» Артура Селищева, дилеры, находящиеся в процедуре банкротства, «обременены накопленной кредиторской задолженностью». Консолидированный долг «Лады-Сервис», по его словам, на текущий момент составляет около 4 млрд руб.
«Положение дилеров существенно усугубилось с кризисом»,— добавляет господин Селищев. По данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам девяти месяцев 2009 года объем продаж Lada снизился на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (269 514 машин против 477 045). На продажи через «Ладу-Сервис» приходится 26% розничных продаж концерна (докризисный показатель — 25%).
Денег на содержание сети, показывающей убыток и обремененной растущей кредиторской задолженностью, у завода нет, признают собеседники «Ъ» в концерне. В минувшую пятницу вице-президент по корпоративному управлению АвтоВАЗа Полина Гришина сообщила, что завод намерен реализовать часть непрофильных активов «через процедуры тендеров, сдачи в аренду и доверительное управление». При этом она отказалась комментировать вопрос, войдет ли в этот список и «Лада-Сервис». По словам другого топ-менеджера АвтоВАЗа, сейчас «проводятся консультации о дальнейшей судьбе сбытовой сети, в частности о продаже инвестору».
ОАО «Лада-Сервис» — это дилерский холдинг, созданный в 2007 году. Предприятия холдинга специализируются на реализации и сервисном обслуживании автомобилей. Выручка «Лады-Сервис» по итогам девяти месяцев — порядка 12 млрд руб. (в 2008 году — 36 млрд руб.).
Впервые о намерении продать «Ладу-Сервис» экс-глава АвтоВАЗа Борис Алешин заявлял еще в сентябре 2008 года, но позже счел продажу актива нецелесообразной: 75% компании планировалось обменять на 98% акций ОАО «ИжАвто», принадлежащего самарской группе СОК. Однако сделка не состоялась. «Аудит холдинга, который проводился перед покупкой, показал сложное финансовое состояние «Лады-Сервис». Результаты аудита стали поводом обратиться на АвтоВАЗ с запросом о снижении цены актива, однако понимания СОК не нашел»,— объясняет срыв сделки источник, знакомый с ситуацией.
По мнению аналитика ИК «Открытие» Кирилла Таченникова, «при сохранении профиля сбыта желающих на такой актив будет мало». «С сентября прошлого года стоимость «Лады-Сервис» снизилась вдвое — до $75 млн»,— оценил господин Таченников. «Собственные дилеры практически во всех регионах — это было очевидным преимуществом АвтоВАЗа. Однако если автозавод и получит госпомощь, то средства будут целевые, и на долги дилеров их тратить не будут»,— рассуждает аналитик ИК «Атон» Михаил Пак. В понедельник вице-президент АвтоВАЗа Олег Лобанов сказал, что не исключает запуска процедуры «защиты от кредиторов» на самом заводе, то есть его банкротства. Топ-менеджер пояснил, что текущая долговая нагрузка АвтоВАЗа составляет 62 млрд руб. (включая 25 млрд руб. ссуды от «Ростехнологий») и концу года вырастет до 75,2 млрд руб.
kommersant.ru