Сотовый оператор и банк договорились об обмене клиентами

Регулирование уровня депозитных ставок заставляет банки искать новые инструменты конкурентной борьбы за вкладчиков — венгерский ОТП-банк намерен привлекать депозиты абонентов мобильного оператора «МегаФон», оплачивая тем, кто открывает вклад в банке, услуги сотовой связи. Это первый подобный проект на рынке, и, по оценке конкурентов ОТП-банка, сотовые операторы, учитывая их многомиллионные абонентские базы, могут стать перспективным каналом продаж депозитных продуктов.

ОТП-банк договорился с «МегаФоном» о продаже депозитных продуктов абонентам оператора. Предполагается, что абоненты «МегаФона», открывшие вклады в ОТП-банке, будут получать 50-300 руб. ежемесячно в счет оплаты услуг сотовой связи. Проект в пилотном режиме реализован в Новосибирске, а с нового года его планируется запустить во всех регионах присутствия ОТП-банка. Учитывая, что средний чек за услуги связи в «МегаФоне», по данным компании, составляет по итогам первого полугодия 2009 года 322 руб., в ОТП-банке надеются заинтересовать клиентов. Ставки по вкладу «Мобильный бонус» аналогичны тем, что предлагает банк по другим видам вкладов: 13-14% годовых в рублях, 7,5-8,5% — в долларах.

«МегаФон» был выбран как наиболее близкий ОТП-банку по целевой аудитории»,— объясняет глава дирекции развития розничных продуктов ОТП-банка Игорь Антонов. На 1 сентября ОТП-банк привлек более 90 тыс. вкладчиков. Абонентская база оператора превышает 48 млн человек. В Сибири, где стартует проект, у «МегаФона» более 2,5 млн абонентов. «Мы рассчитываем на увеличение портфеля депозитов сибирского филиала на несколько процентов»,— говорит господин Антонов.

Использование ресурсов операторов сотовой связи — новый канал расширения депозитной базы у банков, указывают эксперты. Прежде основным инструментом привлечения вкладов были ставки — банки конкурировали друг с другом за вкладчиков, предлагая наибольший процент за размещение средств. Однако Банк России ограничил эти возможности, указав, что считает приемлемыми ставки на уровне не выше 16% годовых. Это существенно снизило инструментарий для конкурентной борьбы за вкладчиков в условиях кризиса, когда банки сделали ставку на депозиты физических лиц как основной источник фондирования. Так, сейчас объем вкладов физических лиц в ОТП-банке составляет 24,8 млрд руб. Прирост за год — 14%, что ниже, чем у банков из первой тридцатки (17,3%). «Банк стремится к тому, чтобы максимально диверсифицировать источники фондирования,— говорит руководитель дивизиона казначейства ОТП-банка Евгений Егоров.— Денежные средства, привлеченные от физлиц, сейчас занимают порядка 30% в структуре наших пассивов. Стоимость привлечения для нас в проекте с «МегаФоном» будет не дороже, чем мы привлекаем сейчас». По его словам, за счет «оплаты» сотовой связи вкладчиков эффективная ставка привлечения для банка может вырасти на 0,5-1%, то есть не выше 15% годовых. Никаких комиссий «МегаФону» банк платить не будет. «Наш интерес в том, что мы можем предложить своим клиентам дополнительную услугу. Это наше конкурентное преимущество, и это способно повысить лояльность клиентов»,— объяснили «Ъ» в пресс-службе «МегаФона». Кроме того, «МегаФон» получит определенный денежный поток от перечислений ОТП-банка на счета абонентов-вкладчиков.

Конкуренты считают, что идея продавать через сотовых операторов вклады «весьма жизнеспособная», указывая, что до кризиса сотрудничество с мобильными операторами в формате распространения кредитных продуктов показало свою эффективность. «Думаю, что сейчас банки ищут новые способы привлечения вкладов и выбирают сотовых операторов, поскольку они, как партнеры по продвижению банковских продуктов, очень перспективны,— говорит вице-президент Ситибанка Михаил Бергер.— У сотовой связи 100-процентное проникновение, абонентские базы каждого федерального игрока — это десятки миллионов человек». По его словам, сотрудничество Ситибанка с «МегаФоном» по кредитным картам, когда за потраченные кредитные средства начислялись бонусы за связь, дало хороший результат. «По нашей программе привлечены очень хорошие клиенты, у них низкая просрочка и высокие обороты по кредитным картам»,— констатирует эксперт.

Однако эксперты не уверены, что размер бонусов, предложенный в рамках проекта, достаточен для того, чтобы заинтересовать абонентов в открытии вклада. «Средняя на рынке сумма вклада сейчас 200-300 тыс. руб., и за них вкладчик ОТП-банка будет получать всего 200-300 руб. в месяц на услуги сотовой связи — боюсь, это слишком небольшая сумма, чтобы заинтересовать людей»,— сомневается заместитель начальника управления депозитов и сбережений Бинбанка Дмитрий Кулешов.