Сотовый оператор и банк договорились об обмене клиентами
Регулирование уровня депозитных ставок заставляет банки искать новые инструменты конкурентной борьбы за вкладчиков — венгерский ОТП-банк намерен привлекать депозиты абонентов мобильного оператора “МегаФон”, оплачивая тем, кто открывает вклад в банке, услуги сотовой связи. Это первый подобный проект на рынке, и, по оценке конкурентов ОТП-банка, сотовые операторы, учитывая их многомиллионные абонентские базы, могут стать перспективным каналом продаж депозитных продуктов.
ОТП-банк договорился с “МегаФоном” о продаже депозитных продуктов абонентам оператора. Предполагается, что абоненты “МегаФона”, открывшие вклады в ОТП-банке, будут получать 50-300 руб. ежемесячно в счет оплаты услуг сотовой связи. Проект в пилотном режиме реализован в Новосибирске, а с нового года его планируется запустить во всех регионах присутствия ОТП-банка. Учитывая, что средний чек за услуги связи в “МегаФоне”, по данным компании, составляет по итогам первого полугодия 2009 года 322 руб., в ОТП-банке надеются заинтересовать клиентов. Ставки по вкладу “Мобильный бонус” аналогичны тем, что предлагает банк по другим видам вкладов: 13-14% годовых в рублях, 7,5-8,5% — в долларах.
“МегаФон” был выбран как наиболее близкий ОТП-банку по целевой аудитории”,— объясняет глава дирекции развития розничных продуктов ОТП-банка Игорь Антонов. На 1 сентября ОТП-банк привлек более 90 тыс. вкладчиков. Абонентская база оператора превышает 48 млн человек. В Сибири, где стартует проект, у “МегаФона” более 2,5 млн абонентов. “Мы рассчитываем на увеличение портфеля депозитов сибирского филиала на несколько процентов”,— говорит господин Антонов.
Использование ресурсов операторов сотовой связи — новый канал расширения депозитной базы у банков, указывают эксперты. Прежде основным инструментом привлечения вкладов были ставки — банки конкурировали друг с другом за вкладчиков, предлагая наибольший процент за размещение средств. Однако Банк России ограничил эти возможности, указав, что считает приемлемыми ставки на уровне не выше 16% годовых. Это существенно снизило инструментарий для конкурентной борьбы за вкладчиков в условиях кризиса, когда банки сделали ставку на депозиты физических лиц как основной источник фондирования. Так, сейчас объем вкладов физических лиц в ОТП-банке составляет 24,8 млрд руб. Прирост за год — 14%, что ниже, чем у банков из первой тридцатки (17,3%). “Банк стремится к тому, чтобы максимально диверсифицировать источники фондирования,— говорит руководитель дивизиона казначейства ОТП-банка Евгений Егоров.— Денежные средства, привлеченные от физлиц, сейчас занимают порядка 30% в структуре наших пассивов. Стоимость привлечения для нас в проекте с “МегаФоном” будет не дороже, чем мы привлекаем сейчас”. По его словам, за счет “оплаты” сотовой связи вкладчиков эффективная ставка привлечения для банка может вырасти на 0,5-1%, то есть не выше 15% годовых. Никаких комиссий “МегаФону” банк платить не будет. “Наш интерес в том, что мы можем предложить своим клиентам дополнительную услугу. Это наше конкурентное преимущество, и это способно повысить лояльность клиентов”,— объяснили “Ъ” в пресс-службе “МегаФона”. Кроме того, “МегаФон” получит определенный денежный поток от перечислений ОТП-банка на счета абонентов-вкладчиков.
Конкуренты считают, что идея продавать через сотовых операторов вклады “весьма жизнеспособная”, указывая, что до кризиса сотрудничество с мобильными операторами в формате распространения кредитных продуктов показало свою эффективность. “Думаю, что сейчас банки ищут новые способы привлечения вкладов и выбирают сотовых операторов, поскольку они, как партнеры по продвижению банковских продуктов, очень перспективны,— говорит вице-президент Ситибанка Михаил Бергер.— У сотовой связи 100-процентное проникновение, абонентские базы каждого федерального игрока — это десятки миллионов человек”. По его словам, сотрудничество Ситибанка с “МегаФоном” по кредитным картам, когда за потраченные кредитные средства начислялись бонусы за связь, дало хороший результат. “По нашей программе привлечены очень хорошие клиенты, у них низкая просрочка и высокие обороты по кредитным картам”,— констатирует эксперт.
Однако эксперты не уверены, что размер бонусов, предложенный в рамках проекта, достаточен для того, чтобы заинтересовать абонентов в открытии вклада. “Средняя на рынке сумма вклада сейчас 200-300 тыс. руб., и за них вкладчик ОТП-банка будет получать всего 200-300 руб. в месяц на услуги сотовой связи — боюсь, это слишком небольшая сумма, чтобы заинтересовать людей”,— сомневается заместитель начальника управления депозитов и сбережений Бинбанка Дмитрий Кулешов.