МОБИЛЬНЫЕ ПАТРУЛИ НА ГОРОДСКОМ ТРАНСПОРТЕ
Совсем недавно москвичи стали видеть в наземном городском транспорте крепких мужчин в форме, следящих за порядком в салоне.
«Люди в черном» в автобусах, троллейбусах и трамваях для нас в новинку. Обыватель зачастую недоумевает – для чего они здесь? Ведь в городе и так хватает секьюрити – в магазинах, на рынках, во всех учреждениях находятся люди в форме. Даже в метро появились. Только в автобусе их не хватало – в час пик каждый квадратный метр салона на счету! А они занимают жизненное пространство. Как нехорошо!
Патрульные группы недолюбливают и по другим причинам. Так, глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников уже высказал опасения, что они могут вторгнуться в компетенцию внутренних органов.
Мы решили разобраться в этой ситуации и обратились за помощью к Валерию Сергееву, руководителю группы мобильных патрулей ЧОП «ФОРТЪ».
– Валерий Львович, как возникла идея создания патрулей на городском транспорте? Кто является ее разработчиком?
– Это была инициатива нашей организации. В 2003 г. в Москве произошел ряд терактов, и данная тема стала очень актуальной. Был разработан проект, но руководство «Мосгортранса» его отклонило. Но позднее туда пришли новые люди, иначе подходящие к вопросам безопасности. В августе прошлого года наши разработки были реанимированы и вскоре получили путевку в жизнь. Вышло постановление правительства Москвы №795 ПП, и 24.01.2006 мы приступили к работе.
– В прессе неоднократно упоминалось, что в патрулировании задействовано около 100 человек, вооруженных спецсредствами. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Те, кто заявляет подобное, не видят реальную ситуацию. На самом деле на маршрутах работают 3 группы по 2 человека каждая. Такое же количество людей направлено от ЧОП «Витес-Вак», также имеющего договор с «Мосгортрансом». На этом состав патрулей исчерпывается. Наши спецсредства ограничиваются наручниками и газовыми баллончиками со слезоточивым газом. Последними запрещено пользоваться при наличии пассажиров в салоне. Так что авторы упомянутых материалов не разбираются в теме и плохо представляют себе суть обязанностей охранника и организацию его работы.
– И каковы же на самом деле функции патрульных групп?
– Мы работаем с автобусными и троллейбусными парками и трамвайными депо. Именно они определяют маршруты, на которые направляются охранники. Чаще всего это проблемные участки, где происходит больше всего хулиганских действий, повреждений подвижного состава и прочих происшествий.
Утром наш сотрудник прибывает в парк и получает инструктаж. Ему излагают информацию о проблемах, которые могут встретиться по пути следования. Далее патрульной группе выдается маршрутный лист, после чего она приступает к работе.
Согласно п.2.1.1. договора с «Мосгортрансом» мы занимаемся оказанием услуг, в число которых входит охрана подвижного состава и находящегося внутри оборудования, защита жизни и здоровья водителей, кондукторов и контролеров, а также поддержание порядка с салоне.
В ночное время, когда транспорт не ходит, мы дежурим на стационарных объектах – конечных остановках, стоянках подвижного состава на улице и диспетчерских пунктах. Поверьте, это не всегда легко, особенно если рядом находится стадион или рынок. Сами понимаете, с каким контингентом здесь можно столкнуться.
Конечно, у нас есть своя специфика, но по сути мы делаем то же, что и любой другой ЧОП – занимаемся охраной собственности заказчика.
– Что должен делать патруль в чрезвычайной ситуации? Не берет ли он на себя обязанности милиции?
– Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» ограничивает возможности наших сотрудников в плане применения спецсредств в этих ситуациях. Поэтому здесь необходимо взаимодействовать с милицией. Руководство ГУВД Москвы уже дало соответствующую директиву. Патрульные группы имеют мобильную связь, что дает возможность оперативно выйти на контакт с ОВД. Таким образом, в рамках своих полномочий мы можем задержать преступника и передать его в руки стражей порядка.
– Насколько оправданы такие меры безопасности?
– Москва является мегаполисом, имеющим гигантскую транспортную систему, поэтому произойти может все, что угодно. Скажу больше – на некоторых участках наши сотрудники фактически идут на риск. Маршруты проходят мимо стадионов, злачных мест, пересекают промышленные и лесопарковые зоны. Представьте себе, что в одном из таких мест в салон врывается группа агрессивных и пьяных людей. А если их не 3-4, а более 20 человек? Нам известны случаи избиения и ограбления водителей.
– С какими правонарушениями вам приходится сталкиваться чаще всего?
– Прежде всего это безбилетный проезд. Турникеты, малоэффективны, когда транспорт берет штурмом толпа. Люди легко проходят через «антизаяц» вдвоем или пролезают под ним. Кроме того, нам приходится зачастую сопровождать контролеров, поскольку не все безбилетники ведут себя адекватно. И здесь форма охранника имеет большой психологический эффект, отрезвляя излишне горячие головы.
По-прежнему актуальна проблема распития алкогольных напитков в салоне транспортного средства. Любителей пива мы просим покинуть салон.
Отдельно стоит упомянуть о проблеме фальшивых билетов. Кое-где их стало больше, чем настоящих. С этим злом бороться тяжело, но эффект уже заметен.
– Каковы ваши планы на будущее? Есть ли перспектива у мобильных патрульных групп?
– В Мосгортрансе уже давно пришли к той мысли, что численность патрулей надо увеличивать. Снижается число хулиганских действий, ущерб подвижному составу пошел на убыль. На тех маршрутах, где работают патрули, значительно повысилась выручка от продажи билетов. Многие водители высказывают пожелание, чтобы на всем протяжении маршрута их сопровождали наши сотрудники.
Эта система доказала свою эффективность, когда в свое время ЧОПы стали привлекаться для патрулирования жилых массивов. Наши коллеги уже давно работают и на станциях метрополитена.
Мы надеемся, что проект получит финансирование, способное обеспечить его развитие. Вверенное нам имущество имеет свою стоимость. Но жизнь и здоровье людей деньгами измерить нельзя.