Корпорация ШЕРИФ подготовила предложения, для обсуждения и включения их в содержание профессионального стандарта охранной деятельности.

Профессиональный стандарт (ПС) — нормативный документ, определяющий в рамках конкретной деятельности требования к содержанию, качеству и условиям труда ранжированные по различным квалификационным уровням согласно Национальной рамке квалификации.

Выполнение задачи по разработке ПС охранной деятельности (Постановление Правительства РФ от 22 марта 2013г №23) имеет ряд сложностей. Прежде всего в силу большого количества и разнообразия объектов подлежащих охране, их существенных отличий по объему и значимости решаемых задач, условий в которых они осуществляют свою практическую деятельность.

По нашему мнению, стандартизации охранной деятельности будет способствовать обязательная оценка уязвимости и категорирование социально- значимых объектов, подлежащих защите от актов незаконного вмешательства. Таких как производственные предприятия, крупные спортивные сооружения, торгово- развлекательные комплексы и другие объекты с большим количеством привлекаемого населения. Для этого необходимо разработать и утвердить критерии оценки уязвимости объекта и исходя из результатов оценки, определить категорию безопасности для обеспечения которой, разработать систему необходимых охранных мероприятий. При этом целесообразно использовать положительный опыт реализации закона №16-ФЗ от 09 февраля 2007 года “О транспортной безопасности”.

Подобное мнение высказывает Первый заместитель председателя комитета по безопасности Союза транспортников России Юрий Нагерняк:” Человеку все равно, где он может пострадать от чрезвычайной ситуации в аэропорту или торговом центре. У нас уже сейчас складывается ситуация, когда вопросы безопасности на транспорте уходят вперед, они оказываются в более продвинутом и проработанном состоянии, чем общий фон защищенности. Нужен более системный и конституционный подход.”

Категорирование позволит определить объекты, обеспечение безопасности которых требует профессиональной охраны (Частными Охранными Организациями — ЧОО), а также те, где можно использовать сторожей и вахтеров.

В настоящее время требования к содержанию, качеству и условиям труда сотрудников ЧОО определяются в техническом задании на оказание услуг по охране объектов заказчиком (владельцем объекта) Поскольку на сегодняшний день норм, которым должно соответствовать содержание технического задания, не существует, заказчик может устанавливать любые требования к ЧОО, в том числе и выходящие за пределы общепризнанных функций охранной деятельности. Например:

— требования иметь лицензию на работу с источниками ионизирующих излучений, а также приобрести несколько таких источников за счет ЧОО;

— осуществлять перевозку имущества заказчика на собственном бронированном транспорте исполнителя за счет средств исполнителя;

— периодически привлекать кинологическую службу за счет ЧОО и т.д.

По нашему мнению категорирование объектов будет способствовать повышению качества технических заданий, определит их рамки, позволит закладываемые в них требования, привести в определенную систему.

ПС должен установить регламент несения службы охранником суточного поста. Прежде всего определить количество перерывов и их продолжительность, а также норму по определению количества суточных постов на одного охранника подмены, для обеспечения требуемого качества несения службы.

На сегодня подобные нормы не определены. Например : В техническом задании на оказание услуг по охране комплекса зданий “Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина” на 30 постов, из них 7круглосуточных, каждый из которых состоит из одного работника охраны, не только сотрудника подмены, даже старшего смены не предусмотрено. В таких условиях обеспечить качественное несение службы весьма затруднительно.

Положения ПС, определяющие порядок и условия несения службы сотрудниками охраны должны быть четко прописаны во избежание их свободных трактовок, с учетом разрабатываемого Министерством труда и социальной защиты РФ проекта Федерального закона “ О порядке специальной оценки условий труда”, который предусматривает усиление ответственности работодателя, вплоть до уголовной.

По нашему мнению ПС должен определить порядок обеспечения временного усиления режима охраны объектов, когда на несколько часов количество выставляемых охранников, по требованию заказчика, увеличивается в несколько раз.

ПС должен установить пределы штрафных санкций, применяемых заказчиком к ЧОО, несущей охрану объектов за нарушения оговоренные в Договоре. Наше предложение: штраф не должен превышать 15% от суммы оплаты охранных услуг за 1 месяц, при этом он не может быть более 500 000 руб.

ПС должен упорядочить расчет оплаты охранных услуг, исключив из практики случаи снижения его минимального уровня, для обеспечения установленной категории безопасности для данного объекта. За основу можно взять методику расчета изложенную в Постановлении Правительства Москвы от 16.10 2007 г. № 911-ПП “Об утверждении базовых требований к охране объектов г. Москвы, оплачиваемых за счет бюджета г. Москвы”. Практика свидетельствует о том, что заказчик производя расчеты стоимости поста по указанной методике находит возможности значительного снижения окончательной суммы, при объявлении условий тендера.

Например: Расчет начальной ( максимальной) цены контракта (цены лота) на оказанию услуг по обеспечению безопасности в подведомственных учреждениях Департамента физической культуры и спорта г. Москвы (Москомспорта) в 2014году, определил стоимость одного одинарного круглосуточного поста 108 821, 30 руб ( с НДС 18%). Однако, “С учетом ресурсного обеспечения мероприятий в рамках Государственной программы г. Москвы “Спорт Москвы на 2012-2016 г.” в 2014году эта сумма составляет 94 000 руб. без каких либо объяснений. Далее, следующий пункт расчета :” С учетом снижения начальной (максимальной) стоимости контракта на 6% в соответствии с п. 1.4. Протокола совещанием у Мера Москвы С.С. Собянина от 12.04.2013г. №4-26-11/3-1.4 окончательная стоимость поста определена 88 360 руб. Таким образом Правительство Москвы не исполняет свое же Постановление. Принятие ПС должно исключить подобную практику, так как в данном случае теряется смысл разработки методики расчетов. Более того, как правило тендер выигрывает ЧОО, которая согласна нести службу еще за меньшую сумму, так как на сегодняшний день низкая цена стоимости поста является определяющим фактором при выборе победителя тендера. Подобная практика не может не оказать отрицательного влияния на качество обеспечения безопасности объектов.

По нашему мнению ПС охранной деятельности должен стать обязательным для исполнения как для заказчика ( владельца объекта) , так и для исполнителя (ЧОО, осуществляющего охрану объекта).Только в этом случае организация охранной деятельности может быть поднята на новый более высокий уровень.